МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
"В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить".

Сократ

Вопросы для изучения
  • Коррекционно-развивающая работа - одно из важных требований Профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образование)".
  • Терапевтические технологии неклинической направленности как инструмент помощи ребенку в ситуации нарушений в развитии, испытывающему трудности в обучении или получившему травматический опыт.
  • Виды терапевтических технологий (не клинического характера) и возможности их применения: изотерапия, песокотерапия, сказкотерапия, куклотерапия. 
  • Лучшие программы - Лауреаты Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде.
Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в образовании:
  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  • Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолог в сфере образования)
  • Концепция развития психологической службы в системе образования РФ на период до 2025 года
  • ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОО
Владение современными психолого-педагогическими развивающими и коррекционными технологиями - необходимое условие качественного выполнения профессиональных задач педагогом-психологом. 
Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"

Трудовая функция 1.3.4 Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Содержание коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога (согласно трудовой функции 1.3.4)
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении.
Организация и совместное осуществление педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогической коррекции выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации.
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.
Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся.

Понятие «терапия» привычно относят к разделу медицины, который изучает вопросы лечения болезней лекарственными средствами и другими нехирургическими методами

(Словарь иностранных слов).



Следует отметить, что сегодня терапевтические технологии развиваются на основе интердисициплинарного подхода, заимствуя теоретические и практические сведения из психологии, психотерапии, педагогики, культурологии, искусства и характеризуются тенденцией к эклектике и интеграции. Они могут использоваться в коррекционной и развивающей работе с детьми и подростками, с педагогами и родителями, т.е. с людьми разного возраста и в разных ситуациях оказания психолого-педагогической помощи и поддержки.

Терапия - термин часто используется в современной психологической практике
Песокотерапия
Изотерапия
Сказкотерапия
Куклотерапия
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия)
Л.Д. Лебедева
Л.Д. Лебедева считает, что педагогическое направление арт-терапии имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации.
Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Использование педагогом-психологом технологий, относящихся к классу терапии творчеством, создает условия и ребенку, и взрослому для приобретения ценного опыта позитивных изменений, углубленного самопознания, самопринятия, гармонизации саморазвития, личностного роста.

Л. Д. Лебедева Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб., 2003.
Изотерапия как вид арт-терапии
Терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием, используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. 
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также — освободиться от негативных переживаний прошлого.
Практикум по арт-терапии / под ред. А.И. Копытина. - СПб., 2001.
Е.В. Жукова
Песочная терапия
Исторически метод «лечение песком» представляет собой одно из направлений арт-терапии. «Отцом» игр с песком, или sandplay, традиционно считается К. Г. Юнг. Юнгом была разработана техника активного воображения, которая считается теоретической базой метода. В 1930 году появилась новая методика, которую реализовала Маргарет Ловенфельд, именно она впервые поместила игрушечные фигурки на «поле». Эта методика была заимствована из «мирового теста». Подопечные Маргарет Ловенфельд создавали в песочнице целые масштабные композиции и называли их «мой мир». Благодаря этому появился новый метод, названный «мировой техникой». Продолжателем данного метода в 1950-е годы стала последовательница К. Г. Юнга Дора Кальфф, которая соединила «мировую технику» и юнгианское направление, тем самым создав песочную терапию.
Песочная терапия как способ работы с родителями в детском саду
Изотерапия - одно из направлений арт-терапии в психологической коррекции, основанное на изобразительном искусстве и творчестве. 
Техники изотерапии
Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Спонтанные рисунки, выполненные в абстрактной манере. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
Марания могут проходить не только в виде непосредственных раскрашиваний, размазываний.
Марания эффективны для помощи ребенку или родителям выразить свои эмоции. Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. При помощи мараний можно рисовать такие вещи, как страхи, гнев, в дальнейшем преобразовывать их во что-то позитивное. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.
Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Т.е. это снимает тревожность и помогает выплеснуть агрессию, страх и пр.
Техники изотерапии
Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховка и каракули - это хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр.
Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
Штриховки и каракули могут иметь различное воплощение:
  • заполнение пространства (тонирование, создание фона, закрашивание штрихами выделенной поверхности);
  • рисование отдельных линий или их сочетаний (передача «характера» и взаимоотношений линий, например, грустной, испугавшейся линии, ссоры; так же появляются волны, лучи солнца, ветер, языки огня, взрывы, препятствия);
  • изображение объектов и символов в ритмической манере, например, рисование под музыку.
Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия.

Техники изотерапии
Рисунок на стекле
Кромку стекла необходимо обработать в мастерской (техника безопасности). А лучше взять прозрачный пластик или пластиковую доску для лепки.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
Часто случается, что кто-нибудь выливает на стекло много воды, перегоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Только наметки, игра, можно не нести ответственности за результат, так как результата и нет. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность.
Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции
Техники изотерапии
Рисование пальцами
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый ритуал!
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной.
Техники изотерапии
Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге.
Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания.
Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению — сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.
Обстановка помогает детям приобретать новый опыт свободной активности, а манипуляции с сыпучими материалами — в социально разрешенной форме удовлетворять деструктивные влечения в обход социальных барьеров и догм.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Метод "терапии песком" в педагогической практике для детей является самым близким и безопасным методом. Песок - загадочный материал, он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

И.В. Максимова

В чем достоинство этого метода? Прежде всего - в своей естественности. Естественная потребность людей быть в контакте с землей породила идею терапии песком. Песок и вода, являются очень мощными и целительными средствами. Обычно дети легко соглашаются поиграть «в песок». В кабинете их моментально привлекают песочницы и фигурки. Они создают свои миры самостоятельно, процесс «работы» не нарушается замечаниями или советами психолога.

Терапия песком
Песочная терапия является богатым дополнением к другим эффективным методам коррекционно-развивающей работы.
Н.А. Сокович
Мост, который возникает в процессе игр в песке, — невидимый, но необходимый многим из нас. По нему можно пройти от болезни к выздоровлению, от жизненных неурядиц к благополучию и процветанию, от непонимания между родителями и детьми — к радости познания друг друга, от ссор между супругами — к семейному счастью, от конфронтации в коллективе — к приятному и продуктивному общению.
Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2006.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с древних времен. Действительно, попадая на пляж, ребенок начинает строить причудливые замки, объединяя их в настоящие укрепленные города. Волна ли смоет им созданное, или чья-то неосторожная нога раздавит замок, ребенок не расстраивается. Наоборот, он с еще большим энтузиазмом принимается за новое строительство.
Этот феномен известен всем. Но что же за ним стоит? Почему не только дети, но и взрослые, оказавшись на пляже, спонтанно создают картины из песка?
Зинкевич-Евстигнеева Т. Практикум по песочной терапии. Игра с песком

Просто сыграем, как делают дети,

Что “вне игры”, то для них - мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Н.А. Сокович
Когда предлагать песочную терапию

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:

•     неспособен объяснить словами то, что он чувствует или ду­мает;
•     ограничен в проявлении своих чувств или находится в со­стоянии фрустрации;
•     переживает экзистенциальный кризис;
•     остро переживает возрастной кризис;
•     запутался;
•     борется с решением, которое должен принять;
•    имеет психологическую травму.

Существуют и противопоказания к использованию песочной терапии. Ее нельзя применять в следующих случаях:
•      клиент сильно сопротивляется Sandplay;
•      уровень доверия между психологом и клиентом недостаточ­но высок;
•      клиент характеризуется повышенной возбудимостью;

•      уровень тревожности клиента очень высок.

Техника песочной терапии
Модификации игр для детей в песочной терапии

Прятки

Многие дети в процессе строительства мира закапывают фи­гурки в песок. Данный вариант игры изначально позволяет это сделать. Ребенку предлагается выбрать одну или несколько фи­гур, которые ему хотелось бы спрятать. Психолог отворачивает­ся и не смотрит. Затем он просит ребенка отыскать какую-либо фигуру в песке и рассказать о ней. Все спрятанные фигуры должны быть найдены.
Другой вариант игры— «Обратные прятки». Психолог выбирает из коллекции значимые, на его взгляд (исходя из проблемы ребенка), фигуры и прячет их в песок. Ребенок в этот момент отворачивается. Затем психолог предлагает ребенку отыскать фи­гуру в песке и рассказать о ней или придумать про нее историю.
Техника песочной терапии
Модификации игр в песочной терапии

История

Психолог предлагает ребенку выбрать фигуру, которая станет главным героем истории, и разместить ее в подносе с песком. За­тем ребенок должен начать придумывать историю или сказку, постепенно добавляя в песочницу необходимые объекты и дей­ствующие лица. История заканчивается вместе с выбором послед­ней фигурки. Обязательное условие игры — постепенный выбор объектов.

Другой вариант — «Обратная история». Психолог рассказы­вает ребенку психокоррекционную или психотерапевтическую историю, постепенно выстраивая мир в песке. Рассказ осуществ­ляется от третьего лица. Ребенок слушает и наблюдает за появ­лением каждого нового героя или объекта в мире.

Техника песочной терапии
Модификации игр в песочной терапии

Тематически ориентированный мир

Психолог предлагает ребенку построить мир, напрямую отражающий его проблему или являющийся носителем проблемы. Примерные темы: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья», «Моя школа» и т. п.
Примерными темами для подростков могут быть: «Я реальное», «Я идеальное», «Мое будущее», «Все, что я люблю», «Смыслы жизни» и т. п.
При использовании этой игры с взрослыми примерными темами могут быть: «Я и моя работа», «Семья», «Мой коллектив» и т. п

В игре с песком можно стимулировать клиентов к поиску фигур, отражающих их состояния, проблемы либо представляющих одну из ролей клиента (мужчина, муж, профессионал, сын и друг или кого-то из его окружения (фигура матери, отца, детей, коллег и т. п.). Между фигурами можно проводить диалоги, расставлять их и проговаривать чувства, проигрывать различные ситуации и конфликты, договариваться о чем-либо.

Техника песочной терапии
Модификации игр в песочной терапии

Реконструкция жизненного пути                           ,

Психолог предлагает клиенту восстановить с помощью коллекции миниатюр свой жизненный путь. На каждом этапе должна присутствовать фигурка, с которой клиент идентифицирует себя в то время жизни. Между фигурками можно устраивать диалоги. Диалоги также могут быть между отдельными жизненными эта­пами. Цель — интеграция опыта.

Техника песочной терапии
Модификации игр в песочной терапии

Переговоры

Психолог предлагает клиенту выбрать две фигуры, которые отражают конфликтующие стороны, и разместить их в подносе. Затем необходимо провести диалог и переговоры между конфлик­тующими сторонами. Можно добавлять различные фигуры, от­ражающие действия, ресурсы, помощников и т. п. Цель — зак­лючение контракта.

Событие

Психолог предлагает клиенту воссоздать с помощью фигурок какое-либо (травматическое или ресурсное) событие в песочном подносе. Затем событие оживает, восстанавливается история, диалоги. В ситуации проигрывания травматического опыта пси­холог предлагает ввести дополнительные фигуры, позволяющие изменить событие, что-либо перестроить в подносе, найти выхо­ды и решения.
Какой самый быстрый путь к душе ребенка?
Конечно, сказка. Сказка способна наполнить внутренний мир детей оптимизмом, стремлением в трудных ситуациях искать и находить силу внутри самого себя и видеть поддержку окружающих.
Сказкотерапия

Термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной сказкотерапии - Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она определяет сказкотерапию как набор способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как воспитательную систему, сообразную духовной природе человека.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева
Те из нас, кто не заинтересован классическими сказочными историями, смотрят боевики, фильмы ужасов, читают детективы, фэнтази...
Людям свойственно обмениваться историями. Для этого мы собираемся за праздничным столом, смотрим шоу по телевизору.
Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, естественная форма взаимодействия между людьми.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии
И.В. Стишенок

Люди разных возрастов любят сказки и притчи. В этом я убеждаюсь каждый раз, когда провожу свои лекции и тренинги.

И это неудивительно. Ведь в сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь пол­ноценной, сохранив при этом индивидуальность.
Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост
Р.М. Ткач
Смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, со­знательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок со­чувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций
Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем
Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? Как переживали за главного героя, как вместе с ним преодо­левали трудности, радовались его удачам и победам?
С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жесто­кость, верность и предательство.
Возможности работы со сказкой 
А.А. Осипова
Использование сказки как метафоры
Тексты и обра­зы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
 Рисование по мотивам сказки
В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полу­ченного графического материала.
Обсуждение поведения и мотивов действий персо­нажа
 Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценно­стей поведения клиента, выявляет его систему оценок в катего­риях «хорошо— плохо».
Проигрывание эпизодов сказки
 Можно осуществить постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому кор­ректировать свои движения и делать поведение куклы макси­мально выразительным, позволяет совершенствовать и прояв­лять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
Использование сказки как притчи-нравоучения
Можно использовать сказку как притчу-нравоучение, кото­рая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант реше­ния проблемы.
Творческая работа по мотивам сказки:
Анализ. Цель — осознание, интерпретация того, что сто­ит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и по­ведением героев. Для этого уместны воп­росы: «О чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего нравит­ся и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?», «Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?», «Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?» и т. д.  Вопрос должен подталкивать к размышлению. Данная форма работы применяется для детей в возрасте от 5 лет, подростков и взрослых.
Рассказывание сказки. Прием помогает проработать раз­витие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Ребенку или группе де­тей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего
лица. Можно предложить рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба Яга или Василиса Премудрая.
Переписывание сказки. Переписывание и дописывание ав­торских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный ди­агностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выби­рает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию по­
ворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позво­ляет освободиться ему от внутреннего напряжения — в этом зак­лючается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
Сочинение сказки. В каждой волшебной сказке есть опре­деленные закономерности развития сюжета. Главный герой по­ является в доме (семье), растет, при определенных обстоятель­ствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время стран­ствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препят­ствия, борется и побеждает зло, возвращается домой, достиг­нув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеопи­сание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Рекомендации к применению сказок
Сказка помогает клиенту самому найти решение личностной про­блемы, выход из тупика
Техника использования метафор, сказок и сочинения исто­рий может быть весьма ценной в работе с детьми и взрослыми, обладающими живым воображением. Она с успехом использу­ется в лечении людей, страдающих разными невротическими расстройствами, сопровождающимися страхами, депрессией, тревогой, агрессивностью, а также в работе с жертвами эмоци­ональной и физической травматизации.

Сказки можно использовать и в лечении людей, страдаю­щих соматическими заболеваниями. В.В. Синельни­ков утверждает, что наши болезни являются результатом наших мыслей. Человек, который постоянно испы­тывает чувство вины или обиды, держит себя в страхе, говорит плохо о себе или других— заболевает. И наоборот, человек, умеющий радоваться жизни, проявляющий по отношению к себе и другим любовь, доброту, заботу, одобрение и внимание, чув­ствует себя счастливым, спокойным и здоровым.
Многие болезни и невротические расстройства возникают вследствие неразрешенных проблем, которые давят на челове­ка, не дают ему свободно дышать, двигаться и просто жить. Поэтому коррекционные сказки в данном случае должны быть связаны с образным сбрасыванием груза, преодолением пре­пятствий, проявлением гибкости в мышлении, ясностью в опре­делении цели и настойчивостью в ее достижении.
Сказочный сюжет может подсказать человеку необходимость принятия ответственности за собственную жизнь и взаимоотноше­ния с другими на себя, что будет являться первым шагом на пути к позитивному изменению личности. Взять на себя ответственность означает отказаться от обид, критики и обвинений в адрес как других, так и самого себя.
Когда человек осознает причины своих проблем: непонима­ние цели, смысла и предназначения своей жизни, непонимание окружающего мира и несоблюдение его законов, наличие нега­тивных мыслей, чувств и эмоций, он меняет мышление и осо­знает себя активным участником и творцом собственной жизни.
Некоторые проблемы, в работе с которыми можно приме­нять сказку:
—зависимость от других;
—непринятие себя и своего предназначения;
—непринятие своего окружения;
— неумение общаться, невнимательность, конфликты;
—депрессия, тревога, непонимание своих чувств;
—трудности в самоопределении, проблема выбора, страх;
— поиск смысла и предназначения жизни, духовное разви­тие.
В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого чело­века своей, особенной сказки, которая поможет проявиться по­тенциальным частям его личности, чему-то нереализованному и обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с кон­фликтами, проблемами и жизненными трудностями. В результа­те у человека появится чувство защищенности, произойдет рас­крытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого и моделирование будущего.
Психотерапевтическая сказка «Котенок»
И.В. Стишенок 
Жил-был на свете маленький серый котенок по имени Мурзик. Всю свою жизнь он провел в подвале большого дома и выходил оттуда только для того, чтобы найти еду или погоняться по двору за красивыми бабочками. Котенок был таким симпа­тичным, что многие дети хотели его погладить и взять на руки. Но как только они подходили ближе, Мурзик шипел и царапался своими острыми коготками. Испуганные дети убегали домой, а серый котенок возвращался в темный и холодный подвал.
Со временем на него перестали обращать внимание, и если какой-нибудь незнакомец все-таки подходил близко, дети гром­ко кричали:
- Не трогайте его! Это Очень Злой Котенок. Он сильно ца­рапается.
Однажды в доме поселилась девочка Маша. Она вышла во двор и увидела серого котенка.
-Какой хорошенький!— воскликнула девочка и подошла ближе.
- Только не трогай его, — посоветовал ей маленький маль­чик. — Этот котенок всех царапает. Он Очень Злой.
Маша внимательно посмотрела на Мурзика и сказала:
— Это не злой, а Очень Испуганный Котенок. Наверное, ког­да-то его сильно обидели, с тех пор он всех боится, поэтому и царапается, защищаясь.
- Но так он никогда не найдет себе друга и останется оди­ноким, — сказал мальчик.
— А я знаю, как с ним подружиться, — улыбнулась Маша и побежала домой.
Через несколько минут она вынесла блюдечко с молоком и поставила его на землю.
— Кис-кис-кис, — позвала девочка Мурзика и отошла в сто­ронку.
Котенок услышал слова девочки, вышел из подвала и очень медленно подошел к блюдцу. Он внимательно осмотрелся по сторонам и, не увидев опасности, выпил вкусное молоко.
Каждый день Маша поила котенка и все ближе и ближе под­ходила к нему. Уже через неделю Мурзик разрешил ей дотро­нуться до своей мягкой спинки, а еще через месяц они так под­ружились, что стали вместе бегать по двору и играть с мячиком.
Незаметно наступила осень, подули холодные ветра, и де­вочка решила взять котенка к себе домой. Впервые за многие месяцы Мурзик пошел на руки к человеку. Испуганными глазами он смотрел по сторонам, но не убегал. В новой квартире котенка накормили, помыли, и когда Мурзик высох, оказалось, что шер­стка у него не серая, а белая и блестящая.
Через несколько дней девочка с котенком снова вышли на улицу. Во дворе играли дети. Они увидели Машу, побежали к ней, но вдруг остановились: маленький котенок мог снова их поцарапать. Маша улыбнулась друзьям и сказала:
— Вы можете погладить его, если хотите. Мурзик больше не царапается.
Дети с опаской и недоверием подходили к котенку и дотра­гивались до его шерстки. Но он действительно не царапался.
— И совсем этот котенок не Злой, — с удивлением сказали они друг другу, — а Добрый и Красивый.
— Совершенно верно, — улыбнулась Маша. — Это Очень Добрый Котенок.
Психотерапевтическая сказка «Коряга»
И.В. Стишенок 
На одном дровяном складе лежали толстые и тонкие, корот­кие и длинные бревна. Все они давно познакомились друг с другом, о многом переговорили и теперь только ожидали своей дальнейшей участи. Одних из них должны были отправить на мебельную фабрику, чтобы изготовить красивые столы и стулья; других— установить вдоль дорог телеграфными столбами, а третьих — продать на дрова.
Все бревна немного волновались. Конечно, среди них были и такие, кто точно знал, кем станет. Например, крепкие длинные бревна были уверены, что будут только телеграфными столбами. Но остальные и не догадывались о своей дальнейшей судьбе.
Среди них была одна Коряга. Еще только попав на склад, она заметила, что очень отличается от других — ровных и гладких бревен. Коряга была с изгибами, дырочками и сучками. И когда ее соседи говорили, какие хорошие столы, стулья и шкафы из них получатся, Коряга молчала, сравнивая себя с ними. Но иногда она забывала о том, где находится, начинала мечтать и представ­ляла себя прекрасным произведением искусства.
Как-то Коряга рассказала о своей мечте соседним бревнам и услышала в ответ:
- Ты слишком много сочиняешь, подруга, будь проще. По­смотри на себя — ну какое ты произведение искусства? Хоро­шо, если из тебя сделают хоть какой-нибудь табурет или стул.
И запомни: наше дело быть мебелью, если уж не удалось стать телеграфными столбами.
После таких слов Коряга замкнулась в себе.
В долгих ожиданиях проходили дни.
Наконец на склад приехал большой грузовик. Рабочие по­грузили бревна и повезли их на мебельную фабрику. Коряга оказалась на самом верху штабеля. Она с интересом смотрела по сторонам, любовалась белыми облаками и ясным солнцем, нежными цветами и могучими деревьями. Когда машина про­езжала через лес, Коряга вдруг поняла, что не хочет быть ме­белью. Она не хочет, чтобы ее пилили, строгали и забивали гвоздями.
— Я не хочу быть мебелью, — сказала Коряга своим сосед­кам. — Прощайте!
Она выпрыгнула из кузова машины и очутилась на неболь­шой поляне. К своему удивлению, беглянка увидела там несколь­ко похожих на себя коряг. Конечно, других размеров и форм, но они тоже были корягами! Она с радостью познакомилась с ними, а вскоре и подружилась.
Незаметно прошло лето, наступила осень. В лес стали прихо­дить грибники. Один из них забрел на полянку и увидел Корягу.
- Какая красавица! — воскликнул он. — Настоящее чудо! Я возьму ее с собой в мастерскую, почищу, покрою лаком, и она
покажет всю свою красоту.
В мастерской грибник, который оказался художником, дол­го и терпеливо, стараясь не повредить природной формы, при­давал Коряге новый образ. Когда работа была окончена, мастер принес свое творение на выставку.
Посетители, увидев лесную гостью, с восхищением восклик­нули:
-  Какая красавица, настоящее произведение искусства!
Они отмечали красоту и легкость ее форм и чем дольше смотрели на фигуру, тем больше чувствовали свет, идущий от нее.
— Это чудо! — произносили ценители искусства и радост­ные, одухотворенные уходили домой.
А Коряга, которую теперь называли Прекрасной Незнаком­кой, счастливо улыбалась. Исполнилась ее заветная мечта-сна стала произведением искусства и дарила людям радость и красоту.

Сказка о том как тигренок научился дружить. Детская сказка для коррекции агрессии и агрессивного поведения у детей.

Сказка для взрослых "Мемуары Бабы Яги"

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Куклотерапия — одно из направлений арт-терапии. Это метод психологической коррекции различных состояний при помощи кукол, лечение с помощью кукол.
Основной фактор психокоррекционного воздействия - кукла, как промежуточный объект взаимодействия ребенка (подростка) и взрослого.

Базовые понятия: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».

Куклотерапия – метод, применение которого допустимо на всех возрастных этапах, включая подростковый возраст.
Играем в куклы
Драматическая психоэлевация
Известные психологи придумали весьма оригинальную методику психотерапии детских неврозов (страхов, патологической застенчивости, демонстративности, тиков, заикания и т. п.). Они лечат детей с помощью кукольного театра. Придя к ним на занятия, застенчивый ребенок получает возможность спрятаться за стенку, то есть за театральную ширму, надеть маску. Он не боится быть уличенным в своих пороках, ибо говорит от имени персонажа-куклы.
Вот уже несколько лет Ирина Медведева и Татьяна Шишова (они и профессиональные психологи и профессиональные драматурги) успешно занимаются с детьми и их родителями “куклотерапией”. Свою методику они назвали методикой драматической психоэлевации. “Психоэлевация” в переводе на человеческий язык — возвышение души. Ну а “драматическая” — это понятно: театральными средствами.
Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. Книга для трудных родителей
Главная задача куклы
Обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться со взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
С помощью разных кукол мы одновременно решаем несколько задач: налаживаем контакт с ребенком, повышаем общий эмоциональный фон, улучшаем настроение, у ребенка появляется желание ближе «познакомиться» с куклой, произвести впечатление на нее, а значит и правильно выполнить предлагаемые задания, отвечать на вопросы педагога, тем самым развивая речь, пополняя активный словарь, развивая артикуляционный аппарат.
Куклотерапия как метод психологической коррекции детей
Цель куклотерапии
Помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Метод куклотерапии в работе психолога
Куклотерапия занимает одно из первых мест, среди известных методов предупреждения и преодоления стрессов и страхов. Особенно полезна куклотерапия для подростков, страдающих эмоциональной неустойчивостью. Многие отмечают, что изготовление кукол снимает стресс, усталость, поднимает настроение.
С любимым для ребёнка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.
Виды кукол для куклотерапии
Применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол.
Пальчиковые куклы - наиболее простой вариант
Это шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц разных персонажей. Такие куклы можно изготавливать из бумажных цилиндров (по размеру пальца). Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.
Куклы-марионетки
Марионетка – кукла на ниточках. Голова и суставы крепятся петлями и подвешиваются на ниточках к деревянной основе, которая управляет движениями этой куклы. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
Перчаточные куклы
Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками. Перчаточным куклам присуще разнообразие в движениях и жестах. Они могут хохотать, плакать, кричать, обижаться, принимать различные позы, удивляться, «ныть», похихикивать и смотреть «букой». Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.
Плоскостные куклы
Получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Плоскостная представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.
Веревочные куклы
Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.
Объемные (ростовые) куклы
Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Куклотерапия — метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения и эмоционального состояния посредством кукольного театра. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. 

Процесс куклотерапии
Куклотерапия обычно проходит в три этапа
Первый этап (первое занятие). Изготовление (пошив) куклы
В процессе изготовления куклы происходит эмоциональное раскрытие ребенка. От него зависит все дальнейшее сотрудничество. Можно обсудить вопросы, касающиеся интересов ребенка, любимых сказок и героев, досуга и всего того, что его волнует.
Для ребенка имеет значение и размер куклы, и цвет лица, и материалы. Например, небольшие куклы придают ему уверенности и позволяют занять покровительственную позицию. Кроме того, во время изготовления куклы дети становятся спокойными, уравновешенными. У них развивается концентрация внимания, усидчивость, воображение.
Второй этап (второе занятие). Обучение «вождению» куклы
В процессе изготовления куклы необходимо поддерживать беседу, а при затруднениях - помогать, если ребенок не справляется сам. Когда кукла готова, необходимо "оживить "её. Можно задать вопросы: Как зовут твою куклу?  Сколько ей лет? С кем она живет? Как она проводит время? Чем любит заниматься? Есть ли у нее друзья? Как она движется? Что любит? И др.
Третий этап (все последующие занятия). Сказкотерапия с помощью кукол.
Непосредственное обыгрывание какой-либо ситуации (истории) с использованием изготовленной куклы, подведение итогов занятия. На основе результатов подбирается корректирующая программа для разрешения проблем.
Предлагаем авторскую программу психологов МАОУ "Средняя школа № 3 имени А.С. Пушкина" г.Петропавловска-Камчатского, которая стала лауреатом Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ и технологий в 2020 г.
О. Райхман, М. Суздалова Программа "Играем в кукольный театр"
Куклотерапия детских страхов: этапы консультирования
26 мая 2020
Фрагмент вебинара «Куклотерапия детских страхов» Ведущая: Альбина Юрьевна Татаринцева, кандидат психологических наук, доцент, декан психолого-педагогического факультета Воронежского государственного педагогического университета, уникальный специалист в области куклотерапии и понимания психологического значения народных кукольных традиций, мастер по изготовлению кукол, автор книг «Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда», «Куклотерапия детских страхов».
Что такое куклотерапия и как кукла помогает решить психологические проблемы детей...
Передача "Мамина школа". Воспитание детей. Образование для всех.
Беседа с Татьяной Шишовой, автором метода драматической психоэлевации
Лауреаты Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде
Шакирова О.А., педагог-психолог КГБУ «Центр содействия развитию семейных форм устройства «Росинка», Камчатский край
Коррекционно-развивающая программа психологического содействия  успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дари добро»
Коррекционно-развивающая программа
Замяткина И.М. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония"

Программа профилактики отклоняющегося поведения подростков с задержкой психического развития «Красота внутри меня».

Программа  «Красота внутри меня»
Яковлева О.В., Стрельцова Е.В., Дмитриев Т.И. и др.
Образовательная (просветительская) тренинговая психолого-педагогическая программа «Есть контакт» (для подростков)
Тренинговая программа
Соболева М.В., педагог-психолог МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 111 "Медвежонок" г. Вологда
Программа
Бекмухамбетова А.А., педагог-психолог МОАУ "Средняя общеобразовательная школа № 85" г. Оренбург
Программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий для обучающихся с задержкой психического развития 5-9 классов "Ступени развития"
Программа

Уважаемые коллеги, мы уверены, что большинство из вас используют современные технологии в коррекционно-развивающей деятельности. 

Данные методические рекомендации будут полезны для рефлексии и расширения вашего личного опыта, пополнение банка коррекционно-развивающих программ для работы с различной категорией детей.

Материал подготовлен Т.А. Синюшкиной, старшим преподавателем
КГАУ ДПО "Камчатский ИРО"
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website